Лампады свои засветили,
На башню взошли, Четыреста зал отворили,
Но света они ие нашли.
Проникли под гулкие своды,
Спустилися с круч,
Нашли под закрытою дверью Из золота ключ.
Морис Метерлинк
Орден «Золотой восход» был основан в 1888 году в Лондоне
известным Уинном Весткоттом (1848—1925). Магу девятой розенкрейцерской степени
помогал Самуэль Лиддел Мак-Грегор Мазерс (1854—1918), ходивший в костюме
шотландского горца с леопардовой шкурой через плечо, а также разочаровавшийся
под старость в науке физик Роберт Вудмен (1828— 1891).
В анналах ордена сохранилась протокольная запись о визите в
Лондон в мае 1887 года Блаватской, так глубоко взволновавшей жаждавшую чуда
общественность, что Весткотт решился выступить со своей оккультной программой.
Не прошло и пяти месяцев, как хорошо известный в масонских
кругах А. Вудворт, также состоявший в обществе розенкрейцеров, передал ему
шесть листов рукописи, написанной колдовским алфавитом на старой бумаге с
водяными знаками 1809 года. Поднаторевший в магии Весткотт с помощью книги
аббата Иоанна Тритемиуса (1462—1516) «Полиграфия» нашел необходимый ключ и
расшифровал ниспосланный свыше манускрипт. В нем было все, что требовалось:
масонский ритуал, мистицизм, алхимия, каббала, астрология.
Фрагменты ритуала будущего братства были, таким образом,
налицо. В связи с тем что в Англии нельзя было основать новую масонскую
организацию без благосклонного согласия «Объединенной великой ложи», решено
было избрать форму ордена. К уже известной розенкрейцерской иерархии были
добавлены две ступени, что позволило Весткотту создать трехчленную орденскую
структуру, как бы копирующую окружности магического круга, с 11 степенями
главенства.
Внешний орден
0°=0° Неофит
1° = 10° Зелатор
2° =9° Теоретикус
3° = 8° Практикус
4° = 7° Философус
Второй орден
5° =6° Адептус минор
6° =5° Адептус майор
7° =4° Адептус эксемптус
Третий орден
8° = 3° Магистр
9° = 2° Магус
10° = 1° Ипсиссимус
Титул мага основатель предназначал для себя самого, а
ипсиссимуса— «верховного хозяина» — для мифического покровител
.
Без учета начальной ступени неофита с нулевыми показателями посвящения градусы
с номерами от 10° до 1° были задуманы в соответствии с 10 сефиротами
кабалистического древа. Путем несложных экзаменов и посвятительных церемоний
можно было легко получить степень 4°= 7° философуса, замыкавшую внешний орден.
В первые годы своего существования «Золотой восход» был
скорее для начинающих оккультистов, чем новой герметической школой. Лишь
соединив «древо жизни» с алхимическим и астрологическим символизмом тарота,
Весткотт, Мазерс и Вудмен добились того, чтобы орденский ритуал стал достаточно
серьезным для стремящихся к верликим таинствам неофитов.
В конце 1891 года на первый план вышел Мазерс. Вместе с 30 другими братьями и полусотней новых учеников он
арендовал помещение, нареченное «Храмом Исиды-Урании». Решительной ломке
подвергся и статут второго ордена. Так возник Ordo Rosae Rubeae et Aureae
Crucis, или «Орден рубиновой розы и золотого креста», сокращенно R. R. et А. С.
Мазерс, великий магистр его, готов был в кратчайший срок посвятить неофитов в
дела наивысшей секретности.
Мазерс
отягощал себя благоговейной приверженностью к старым и новым традициям и смело
возвел реформированный им ритуал 5° = 6° к самому Христиану Розенкрейцу.
Хартию «Храма Исиды-Урании № 3» украсили по углам четыре кабалистические печати
и расположенные по странам света символы евангелистов. «Во имя творца
Вселенной»,— начиналась она на масонский образец. Но это было прощанием с
обрядностью «вольных каменщиков». Мазерс упорно искал собственное «утраченное слово». Еще не завоевав себе
места под солнцем, он вместе с дочерью богача Анни Харнимен открыл в 1894 году
уже храм за номером семь — «Ахатор». В поисках новых идей великий магистр
рассуждал о таких животрепещущих проблемах, как некромантия. В 1898 году в библиотеке парижского
арсенала обнаруживается отпечатанный в 1458 году гримуар, названный «Книгой
священной магии мага Абра-Мелина». Мазерс вместе с дочерью философа Бергсона, ставшей его женой, поспешил в
Париж, где перед ним распахнулась неисчерпаемая сокровищница «египетских»,
совсем в духе Калиостро, магических ритуалов. В ноябре того же 1898 года пути
магистра пересеклись с Алистером Кроули (1875—1947), еще никому не ведомого
тогда «Зверя Апокалипсиса».
Не прошло и нескольких месяцев, как Мазерс, разгадав родственную мятущуюся душу, посвятил неофита сразу во
второй орден.
Кроули появился на свет в Лемингтоне в год основания «Теософского общества» Блаватской. Его
отец был одним из лидеров Плимутского братства. В семье царила гнетущая
атмосфера ханжества и сектантского фанатизма, пронизанного верой в грядущего антихриста
и скорый конец света.
Когда незадолго до смерти Кроули спросили, почему он именует
себя «Зверем Апокалипсиса», он ответил, что так назвала его мать. Подобно
знаменитым предшественникам, будущий маг XX века скоро покинул родимый очаг,
избрав бродячую, полную самых неожиданных приключений жизнь. Не удивительно
поэтому, что и его властно поманил призрачным покрывалом Исиды Восток. Однако
смешно было бы в XX веке искать нездешнего откровения в Аравии или Египте.
Времена Сен-Жермена и Калиостро безвозвратно прошли. Поэтому, не без влияния
Блаватской, Кроули избрал Гималаи — обитель махатм. Ему нельзя отказать в
упорстве и мужестве. В 1902 году он совершил восхождение на Чогори, в 1905-м —
на Канченджангу.
Покоренный красотой и величием заледенелых вершин, Кроули
попробовал себя, и не без успеха, на поэтическом поприще. Его сборники: «Аха»
(1909), «Город бога» (1913), «Прах счастья» были высоко оценены в эстетских
кругах. Вступив в Лондоне в герметический орден Мазерса, он вскоре добился
равного с ним посвящения, но, так и не узнав обещанных секретов, решил
установить личный контакт с «тайными руководителями». Поступив в Кембридж,
Кроули с головой окунулся в мистическую литературу. В библиотеке Тринити-колледжа
он познакомился с Эккартсгаузеном, Беме,
Сведенборгом, но вскоре охладел к кабинетной учености и вновь отправился в
Азию. Чередуя скандальные любовные приключения с поисками откровения, он решил
окончательно порвать с Мазерсом и основать собственный орден.
Символом нового ордена Argentum Astrum была выбрана
серебряная звезда. Познакомившись с практикой йоги и буддистскими тантрическими
обрядами, Кроули обогатил западную магию эротическими практиками, а побывав в Китае, заимствует и
древние даосские верования, пересекающиеся с алхимическими
поисками бессмертия и вечной молодости. В 1903 году он обвенчался в Шотландии с
Розой Келли. Медовый месяц молодые провели в Каире. Но этому браку не суждена
была долгая жизнь. «Алой женщиной», оседлавшей отмеченного клеймом 666 «Зверя»,
стала Лия Хирсиг. В ее лице жрец одновременно обрел и жрицу, и шакти, столь
необходимую ему для выхода в аст-рал. Под конец жизни у него появится множество
подобных жриц и ассистенток для
рискованных практик.
С удивительной легкостью, которой мог лишь позавидовать
Мазерс, Кроули соединил отголоски древних служений
дьяволу, шайтану и халдейским демонам с орфическими мистериями. Добавив в свое учение телему, Гермеса Трисмегиста, и главные принципы даосизма. Кроули возродил древнюю практику
использования наркотиков в колдовских действах. В своих сочинениях «Теория и
практика магии» и «Книга Закона» он воздает хвалу гашишу, опиуму, настою
мухоморов, кактус пейотль и грибы ацтеков.
Опиекурильня и бордель — вот храм, куда охотнее всего
являются демоны и древние боги. На
публуке и в дорогих журналах того времени, Кроули
предстает то в плаще крестоносца, то в чалме дервиша, то в венце египетского
жреца, то в сутане католического патера. Но ему мало быть жрецом всех храмов и
капищ. Осваивая опыт адептов астрала,
он, вслед за Келли и Ди, он
возрождает опыт прошедших жизней и грядущего перерождения в иных мирах
(книга «Видение голос»); создает в разных частях света магические общества и ордена. Поселившись
после первой мировой войны в Сицилии, он основывает «Телемское аббатство».
Конечно же Кроули не до Рабле. Египетские боги являются ему в облике
обольстительных женщин. Это его тотемы, тантрийские каналы, из которых он
черпает космическую энергию. Кроули считает себя воплощением Осириса, Исиды и их сыном Гором в одном лице. Он
апокалипсический «Зверь» и пророк новых эонов, величайший жрец язычества, телемитства. «Делаю, что делаю, и ничего
больше»,— говорит он. «Ритуалы старого времени темны,— заявляет в другой раз.—
Очистим и хорошенько просветлим их».
Отдадим «Зверю» должное. Основы современного оккультизма,
его системная иерархия и колдовская практика заложены и развиты именно им. В романе
«Дитя луны» он описал таинство алхимических трансмутаций личности. Демоническое
перерождение человека — кредо Кроули. В мечтах о «магической колонии», где
покорным обожателям можно являть себя разноликим демоном, он вновь объездил
множество стран, но в конце концов вернулся на родину.
Во время войны Кроули написал «Книгу Тота», посвященную
символизму тарота. Умер он в Гастингсе в 1947 году. В музее волшебства на
острове Мэн выставлен сертификат, выданный Кроули «Тайным орденом Мальты», с
божьим оком в треугольнике,
пентаграммой и гексаграммой, то есть полным набором колдовских знаков, который
так отвечал его назойливому стремлению познать сразу многое.
В 1922 году он был посвящен в
наивысший ранг великого магистра «Ordo Templi Orientis» (ОТО) — «Ордена
восточного храма», тесно связанного с германскими оккультными группами.
Среди лиц, принимавших активное участие в деятельности
ордена «Золотой восход», особое место занимает Вайолет Мэри (1891—1946), чей
псевдоним Дион Фортуне (Dio поп Fortuna), или Бог не Судьба, привлек внимание
самого Мазерса. Обнаружив в себе необычные способности, она посетила Индию, где
окончательно уверилась в своем оккультном предназначении. Шотландский мистик
Дж. Бродие, писавший брошюры по магии, обучив Дион Фортуне практическим знаниям, убедил ее заняться
литературной работой. Потратив несколько лет, она создала роман «Демон Любовник». Ее прекрасные рассказы о колдовстве и мистике позднее составили сборник
«Тайна доктора Таверира». Художница Вивиан Ле Фай Морган, являвшаяся колдуньей — «служительницей
моря», написала свой автопортрет вместе с дамой, в которой можно узнать Дион
Фортуне. Прямо на зрителя с полотна взирает полноватая, одетая мещанка, с чуть косящими, подернутыми поволокой
глазами. Кроули не раз привлекал ее к участию в «мистериях Исиды и Диониса».
Дион Фортуне говорила потом,
что получала в это время сообщения с других планет, о чем и написала в книге
«Космическая доктрина».
Но вернемся к начальным годам «Золотого восхода». Слухи о
розенкрейцерских рукописях, расшифрованных Весткоттом, как выяснилось с помощью
никому не ведомой Анны Шпренгель
из Нюрнберга, сильно взволновали парижскую богему.
Молодые художники и поэты, коротавшие время за дискссуями в монпарнасских кафе, проявили к розенкрейцерскому наследству
ревнивый и даже усердный
интерес. Кабалистическая символика удивительно отвечала чаяниям нарождающегося
декаданса. Первыми это поняли поэт маркиз Станислав де Гуайта (1860—1898) и Жозефин Пеладан
(1858—1918), уверенный в себе господин,
еще в 1885 году провозглашенный
«мастером Розы и Креста».
В 1888 году, то есть в момент закладки первого храма
«Золотого восхода», они с Гуайта оповестили об открытии нового
«кабалистического ордена розенкрейцеров», содержащего всего три степени:
биологии, теории и практики. Был создан совет из 12 членов, состоящий наполовину
из анонимных лиц. В разработке орденского статута деятельное участие приняли
Жерар Энкос (1865—1916), знакомый по его псевдониму Папюс, романист Поль Адан и
два старых оккультиста, известных как Барле (Альфред Фуше) и Альта (Шарль
Мелин). «Я верю в идеал, традиции и иерархию»,— провозгласил на учредительном банкете Пеладан.
В отличие от английских собратьев, сразу же взявших четко
выраженное оккультное направление, французские розенкрейцеры-кабалисты
образовали сначала нечто вроде литературного общества, сыгравшего важную роль в
становлении европейского символизма. «Роза и Крест» Блока явилась как бы
дальним отголоском тех первоначальных исканий. В том, что на деятельности
ордена остался неизгладимый отпечаток, заслуга полностью уважаемого Пеладанна. Очень скоро Пеладан получил
титул «царь ассирийский». Пеладан открыл «Салон Розы и Креста», где экспонировались
английские прерафаэлиты и молодые парижские эстеты, стоящие на крайних позициях
католической реакции. На первой выставке были представлены полотна известных
мастеров — Густава Моро, Пюви де Шаванна, Фелисьена Ропса, Кнопфа, Руа. Но
подлинному искусству тесно в рамках обскурантизма, и последующие выставки уже
не могли похвастаться картинами знаменитостей.
|