«Ритуал Бабалон» — телемический ритуал поклонения Великой
Богине, разработанный анонимным автором на основе текстов Алистера Кроули.
«Бабалон» в Телеме — «тайное», то есть особо священное имя Богини, открывшееся
Кроули в ходе магических работ, описанных в книге «Видение и Голос». Она
олицетворяет одно из трех великих первоначал мироздания — звездную владычицу
Нут, или Нуит, от лица которой изречена первая глава «Книги Закона». В 22-м
стихе этой главы говорится: «Итак, вам я известна под именем моим Нуит, ему же
— под именем тайным, кое вручу я ему, когда он познает меня наконец», — и этим
тайным именем в силу своих каббалистических соответствий оказалось имя
«Бабалон».
В космологии Телемы Бабалон соответствует сефире Бина, то
есть высшему Пониманию и образу Великой Матери. Бабалон — носительница и
эквивалент Чаши Грааля, ассоциирующаяся с плодородием, женской сексуальностью и
алхимической трансмутацией. На физическом плане ей соответствует
сакрализованное женское лоно (ктеис в греческой традиции, йони в индийской и
т.д.), а на мистическом — принцип перерождения Адепта в процессе духовного
восхождения. Из стихий образу Великой Матери соответствует Вода, из мастей Таро
— Чаши; в ряду Старших арканов Таро она представлена в трех ипостасях — как
«Верховная Жрица» (II) «Императрица»
(III) «Звезда» (XVII)
![]() 
Бабалон и сефира Бина олицетворяют способность к
интуитивному прозрению и выражают высшие идеи женского начала, по природе своей
двоякого: с одной стороны, это Любовь, материнское лоно, источник жизни и пищи
для всего сущего, с другой — Смерть, могила, «пожирательница плоти»: «Бина
многолика, как Любовь и как Смерть; она — Великое Море; все живое исходит нее и
возвращается вновь в ее черную утробу»[1].
Она придает форму чистой энергии Великого Отца и порождает
от него все сущее. Поэтому она символизирует восприятие, сдерживание,
ограничение, направление и практическое применение этой чистой энергии.
Традиционно Бина связана с планетой Сатурн — планетой, заключающей в себе идеи
ограничения и течения времени, а также смерти как залога возрождения. Еврейское
название этой планеты, Шаббатаи, в буквальном смысле означает «отдохновение»: с
одной стороны, это покой, неподвижность смерти, с другой — миг полного
успокоения ума в наивысший момент оргазма.
Образом Великого Отца, со своей стороны, служит сефира Хокма
— Мудрость, Слово, Воля и Энергия, — представленная в Телеме рядом особых
символов. Хокма — это Хаос, исходная субстанция бытия, еще не
дифференцированная, но уже насыщенная энергией и обладающая волей к проявлению.
Хокма — это Фаллос, или Лингам, символ универсальной творческой силы,
животворного огня, присущего каждому живому существу. Хокма — это все божества
— носители Логоса, творящего Слова. Хокма — это
Хадит, от лица которого изречена вторая глава «Книги Закона»; это
сокровенное пламя, «горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды».
Хокма — это Великий Пан, «всепорождающий» и «всепожирающий» бог, проявленная в
божественном образе, но недифференцированная Всеобщность. И, наконец, Хокма —
это Великий Зверь, солярный образ неукротимой и всемогущей животворной силы.
Архетипический союз Отца и Матери — божественное соитие
Хокмы и Бины, Великого Зверя и Бабалон, символически представлено в XI аркане
«Таро Тота» — на карте «Вожделение»: (илл.). Их союз не только порождает весь
проявленный мир, но и служит прообразом всех мыслимых союзов, совершающихся в
этом мире. Это прототип всех актов «Любви в согласии с Волей» — одной из
важнейших телемических концепций, которую Кроули называет универсальной формулой
Любви, применимой на всех уровнях, от элементарных частиц до звезд, от грубых
физиологических процессов до тончайших идей:

Суть ее такова: любые два объекта соединяются, что влечет за
собой два следствия: во-первых, оба они уничтожаются в экстазе, вызванном
избавлением от муки обособленности; а во-вторых, созидается третий объект —
также в экстазе, но на сей раз вызванном осознанием бытия, которое остается
Радостью до тех пор, пока, развившись до определенной меры, этот новый объект
не начинает постигать свое несовершенство и испытывать любовь. <...> это своего рода вечный двигатель, беспрерывно
порождающий блаженство на каждой из фаз своего цикла[2].

Всей описанной символикой объясняются особые титулы,
которыми Бабалон наделяется в поэтике телемических текстов. В ранних текстах
Кроули она носит имя «Вавилон»; очень часто она именуется Наложницей Великого
Зверя, Великой Блудницей или Багряной Женой. Но необходимо иметь в виду, что
эти известные образы, восходящие к Апокалипсису (Откр. 17:1—5), получают в
Телеме принципиально новое толкование. Адекватное понимание смысла, который они
несут в «Ритуале Бабалон», возможно лишь изнутри телемической парадигмы.
Образ Багряной Жены, Бабалон, лишен в Телеме негативных
коннотаций. Напротив, он ассоциируется с абсолютной Любовью, не знающей никаких
ограничений и преград и изливающейся на все сущее в равной мере: «...она
предалась всему живому и причастилась таинству его. И, соделавшись рабою
каждому, стала она госпожой надо всеми … она есть Любовь, и едина ее любовь; и
эту любовь она разделила на бесконечность любовей, каждая из которых равна Той
Единой Любви».
Бабалон — «Невеста Хаоса» как супруга Великого Отца,
Хаоса-Хокмы. Бабалон — «мать мерзостей» как Великое Лоно, из которого исходит и
в которое возвращается весь проявленный мир — вся великая иллюзия отделенности
и двойственности, скрывающая от восприятия истинную реальность. Каждый объект
проявленного мира — «мерзость» в силу своего несовершенства, каждый —
«средоточие тления», но в каждом скрыта «красота несказанная» — частица
божественной сути, одухотворяющая его и служащая залогом возвращения к
изначальному Единству. Бабалон «обольщает всю вселенную» своими «убийствами и
любодеяниями» как двуединое олицетворение Любви и Смерти и как архетипическая
Возлюбленная каждого живого существа, ведущая его к этому изначальному Единству
и высшему совершенству через мистическую смерть-в-любви.
В этой последней своей ипостаси Бабалон олицетворяет
путеводную звезду для Адепта, который в своем восхождении по Древу Жизни
преодолевает Бездну — великую пропасть, отделяющую проявленный мир от высшей
триады сефирот. Бабалон (в данной своей функции именуемая «Стражницей Бездны»)
призывает Адепта к полному самоотречению, которое символически представляется
как излияние всей Крови (жизни, сути, духовной сущности) Адепта в Чашу Грааля —
атрибут и эквивалент Бабалон. В Чаше совершается алхимическая трансмутация
Крови «Святых» (так именуются Адепты, пересекшие Бездну) в совершенное Вино,
или Эликсир, который Бабалон затем подносит Великому Отцу, пробуждая его к
новой жизни и зачиная новый цикл творения. Этот процесс описан в книге Кроули
«Видение и Голос», где, среди прочего, сказано:
Блаженны святые, ибо кровь их смешана в чаше и не разделится
впредь. Ибо Вавилон Прекрасная, Матерь мерзостям, поклялась на священной kteis
своей, до последней частицы объятой страданьем, что не отдохнет она от
прелюбодеяний своих, доколе кровь всего живого не соберется в ней, и не
сгустится вином, и не вызреет, и не освятится, и не станет достойна возвеселить
сердце Отца моего. Ибо Отец мой изнемог под бременем лет и не всходит на ложе
ее. Но совершенное вино сие станет квинтэссенцией и эликсиром, и обновится его
юность от питья сего; и будет так в роды и роды, доколе истлевают и сменяются
миры за веком век, и раскрывается Вселенная как Роза, и замыкается как Крест,
что свертывается в Куб.

Излив всю свою суть до последней капли в Чашу Бабалон —
отрекшись от всего чем он был, и от всего, что имел, — Адепт умирает в своем
прежнем качестве и зарождается вновь в Ее лоне — как чистое Дитя, пребывающее
выше Бездны, вне разделений и двойственности. Претерпев эту символическую
смерть, утратив эго-сознание и тем самым перестав отождествляться с частью
сущего, он достигает экстатического единения с целым, со Всеобщностью, и
становится Мастером Храма — владыкой своей личной вселенной, постигшим ее в
совершенстве и освободившимся от всех внутренних противоречий и внешних
неясностей.
В «Ритуале Бабалон» каждый из прихожан символически
выступает одновременно в двух ипостасях — и как Адепт, предающий свою суть
Богине, дабы обновиться самому и обновить все мироздание (второе причастие), и
как Великий Отец, возлюбленный Богини, которому она дарует вечную жизнь (третье
причастие).
Со структурной точки зрения этот ритуал основывается на
схеме каббалистического Древа Жизни. Четыре алтаря, используемые в церемонии,
соответствуют четырем сефирот, играющим ключевую роль в восхождении по Древу:
Йесод, Тиферет, Бине и Кетер. В ходе процессии, открывающей ритуал, жрицы
поднимаются от Йесод к Бине, в сефиру Великой Матери, где и совершается главное
таинство. Алтарь Бины помещен в центре главного символа Бабалон — семиконечной
звезды, значению которой посвящена 49-я глава «Книги Лжей» Кроули. Ритуал
совершают семь служительниц — Жрица, олицетворяющая саму Бабалон, или Бину, и
шестеро ее Детей, соответствующих шести сефирот ниже Бездны (от Хесед до Йесод
включительно). Жрица-Бабалон представлена в андрогинном образе, подчеркивающем
идею отсутствия каких бы то ни разделений и противоположностей выше Бездны.
Прихожане в совокупности олицетворяют сефиру Малкут — материальный мир,
достигающий преображения в ходе ритуала. Три причастия соответствуют трем
стадиям алхимической трансмутации: нигредо, альбедо и рубедо, — и, таким
образом, символически проводят прихожан по пути Великого Делания: к исполнению
их Истинной Воли, к Величайшему Благу, Истинной Мудрости и Совершенному
Счастью.
|